Кошки в мифах народов мира
Кошки в мифах народов мира
Истоки содружества человека и кошки теряются в песках египетских пустынь. Среди иероглифических надписей в пирамидах-гробницах фараонов V-VI династий (ок. 2700год До н. э.) встречаются уже иероглифы со значением «кошка».
В древнем Египте кошек особенно почитали, для них строили специальные храмы. Поэтому у египтян было много мифов о богинях – кошках. Самая почитаемая из этих богинь – Бастет, богиня танца, музыки, удовольствия, женственности, домашних кошек и материнства. Она объединяла в себе образы двух богинь: богини любви и развлечений Хатхор и богини войны Сохмет. В «Сказании об истреблении людей» четко описывается, как богиня любви Хатхор сначала превращается в богиню войны Сохмет, а потом превращается в богиню, которая объединила в себе эти два противоположных образа, а именно Бастет. Сначала нам рассказывают только о богине Хатхор. Она молодая, хрупкая и красивая девушка. Она не создана для схватки с людьми, но её отец, бог Ра отправляет её в самое пекло войны. Что бы выиграть сражение ей приходится показать свою чёрную сторону, превратиться в кровожадную богиню Сохмет. Сохмет безжалостно убивает людей, и, насытившись кровью, она уже не может остановиться, ей нужно больше крови и страданий. Но хитрые боги, напоив Сохмет красным пивом, похожим на кровь, уговаривают Сохмет превратиться опять в миролюбивую богиню Хатхор. И так как, оказавшись кровожаднее, чем все считали, и считала сама богиня Хатхор, она не может опять превратиться в миролюбивую богиню. И поэтому превращается в богиню женственную и царственную, и в то же время сильную и безжалостную.
Но само превращение Хатхор и Сохмет в богиню Бастет для египетского народа происходило медленнее, чем рассказывается в мифе. С начала Баст изображалась с головой львицы. Но потом в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства, она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. “Яростные” качества раннего периода передаются богине Сохмет, которая тем самым становится отрицательной, половиной Баст.
В изображении богини Бастет мы можем по деталям распознать богиню Хатхор и богиню Сохмет. Богиню Хатхор изображали со старинным музыкальным инструментом – систром. На рисунках Бастет тоже держит этот инструмент. А само изображение Бастет как женщины с головой кошки очень похоже на изображение Сохмет. Таким образом, египетская богиня кошка Баст объединяет в себе хрупкую, миролюбивую Хатхор и беспощадную, жестокую Сохмет.
Греческая богиня Геката так же превращается в кошку. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она – подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам лёгкую дорогу; помогает покинутым влюблённым. Геката – богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к таинственным специальным манипуляциям.
Римская мифология прямиком вытекла из греческой и именно поэтому в римской и в греческой мифологии много похожих богов и мифов. Один из таких мифов миф о Тифоне.
В нём говорится о том, что когда Тифон, ужасное чудовище, порожденное землёй, выбрался на свободу, и обезвредил Зевса, то все боги испугались и решили убежать от Тифона. Пробегая мимо Египта приняли облик обитающих там животных, что бы Тифон не нашел их. Вакх стал козлом, Вулкан обратился быком, Диана превратилась в кошку. Опять же деталь про кошку очень маленькая, но она играет большое значение.
Диана не случайно превратилась в кошку. Кошка в Египте осациируется с богиней Баст. А богиня Баст и богиня Диана очень похожи. Первый их признак – это то, что они обе богини луны. Бастет назвали богиней луны из-за того, что зрачок у кошки то сужается то расширяется, и этим напоминает фазы луны. У Дианы есть брат – Гелиос, который осациируется с солнцем. То если он солнце, то она соответственно луна. Потом Диана это безжалостная богиня – воительница, чем похожа на одну из сторон Бастет, т. е. Сохмет. Но в образе грозной воительницы так же встречается образ невинной девушки, ведь по течению всех лет своей жизни Диана всегда пряталась в лесу вместе со своими нимфами и так и не нашла своей любви.
Поэтому я считаю, что образ кошки как образ Дианы идеально сочетается.
Если сравнить всех трёх богинь, то окажется, что они очень похожи. Посмотрите, каждая из них олицетворяет девичью красоту и невинность, но в то же время Диана – царица безжалостных амазонок, Фрейя – предводительница грозных валькирий, а Бастет может превращаться в жестокосердечную и жаждущую крови Сохмет.
Не зависимо от географического положения кошка сохраняла свои повадки. И в совсем разных мифологиях кошка ассоциировалась не только как невинная богиня, но и как жестокая безжалостная воительница, приносящая смерть.
В скандинавских мифах о кошках сказано немного, всего лишь одна строчка, но и эта строчка может о многом сказать. (А ездит она (Фрейя) на двух кошках, впряженных в колесницу.) Мне кажется, что всё же тут есть некая символика. Большинство ассов – богов Скандинавии, передвигаются на колесницах, запряженных разными животными. У Тора, так как он грозный бог громовеждец, это козлы – гордые и своенравные, они защищаются как смелые воины. У богини Фригг, так как она богиня брака и домашнего очага, это бараны – они, как и Фригг хозяева своей территории, они заботятся обо всех, кто нуждается в их помощи. Значит, если Фрейя – богиня плодородия, любви и красоты, то это будут кошки, так как они очень женственные и мягкие. Но ведь Фрейя ещё и предводительница грозных валькирий, которые воевали за доблестных воинов и потом уносили их же собой в Валгаллу, значит, она не так мягка, как кажется. Но ведь и кошка, если её обидеть, то она может показать вам свою решительность и умение постоять за себя.
Мы думаем, что образ кошки прекрасно отображает нам и тонкую, чувствительную богиню любви и красоты, и бесстрашную предводительницу валькирий.
У древних славян было два бога Люб и Нелюб. Люб – это рыжий кот, который хранил брачное ложе, Нелюб – в образе чёрного кота сеял споры и раздоры.
Но есть и другие поверья. Кошка в Полесье, например, считается домашним покровителем: «Кот – хозяин хаты».
Кот – спутник младенческой жизни человека, часто упоминался в колыбельных украинских сказках. Кота приглашают укачивать ребёнка, кот приносит сон детям, ему запрещают мурлыкать, что бы не разбудить дитя. Другая ипостась – любовные образы. Часто девица отпускает от себя милого в образе кота. В своей книге Басовская называет древнего человека «дикарь-младенец», вот как она это объясняет: «Дети, как известно не любят общих рассуждений. Чем ярче образ, тем глубже усваивается материал. Таково и мышление доисторического человека». Поэтому мы решили взять разные древние упоминания о кошках, пусть и не имеющие отношений к мифологии, так как любые старинные рукописи, полны одухотворением. Таким образом, мы видим, что у каждого народа и злые духи в образе кошки, и добрые.
Образ кошки в славянской мифологии
Все суеверия берут свое начало в мифах. Cуществуют такие виды мифических кошек: «кошка-демон»; «кошка-домовой»; «кот-баюн»; «кошка-проводник» и другие.
Кошка — демон
В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.
В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.
Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.
Кошка — проводник
Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.
Кошка — домовой
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» — кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь — она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку. Все кошки, независимо от породы — обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.
Кот — Баюн
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и «побивает весь люд». Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить».
Это означает «говорить, рассказывать», ну а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».
Огненная земляная кошка
На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
Кошки в религии и мифологии разных народов
Сложно представить себе существо более загадочное и мистическое, чем кошка, ведь описать сущность этого животного невозможно, да и способности у нее более обширные, чем у других домашних питомцев.
Вот, например, собака — верная, попугай — говорящий, морская свинка — забавная. А что можно сказать о кошке кроме того, что она красива, грациозна, пластична? Наверное, именно поэтому с давних времен народы разных стран приписывали представителям семейства кошачьих какие-то особенные роли в жизни человека и наделяли их мифическими свойствами.
Сказания, легенды, мифы о кошках складывали жители Азии, Африки, Европы и, конечно же, древние славяне, в мифологии которых немало сказано об этих уникальных животных.
Славянские мифы
В славянской религии центральным божеством был Велес — бог поэзии, скота и земледелия. Неизменным спутником Велеса был кот Баюн — мохнатое чудище с волшебным голосом, слышимым за семь верст. Он сидит на железном столбе и сказками заманивает богатырей, после чего их ест. Однако тот, кому удавалось изловить кота и приручить, обретал спасение от всех хворей и недугов, так как сказки Баюна делались целебными для его хозяина.
Очень часто кошки в славянской мифологии упоминаются в тесной связи с овинником и домовым, которые перевоплощались в котов или общались с ними. Кошки, например, с охотой разделяли с хранителями свою трапезу, например, молочко, которым те не прочь были полакомиться.
А в уральских заводских легендах, которые писал Бажов, часто упоминается некая Зеленая кошка. Жители Урала считали, что это фантастическое существо обитает глубоко под землей, а на поверхности торчат только его огненно-рыжие уши. Если человек видел эти ушки, значит, ему посчастливилось найти волшебный клад. По всей видимости, эти сказания появились из-за огней, светящихся в горных пустотах.
Эпосы скандинавских народов
В скандинавских эпосах кошки описывались как спутницы богини Фрейи — предводительницы валькирий, покровительницы эльфов и фей. Прекрасная Фрейя разъезжала по небу на колеснице, запряженной парой пушистых котов, внешне походивших на рысей, с кисточками на ушах. Как знать, может быть, эти мифические существа и были прародителями знаменитых скогнат, ныне считающихся национальным достоянием Норвегии?
Не менее распространенной является и легенда о страшном черном Йольском коте, появившаяся в Исландии в XIX веке. Это огромное, ростом с быка чудище обитало в горной пещере вместе с людоедкой-великаншей, похищающей ленивых и непослушных деток. Кот появлялся во время Йоля и забирал с собой тех, кто встречал праздник в старой одежке.
Тем же людям, которые не ленились к зиме стричь с овец шерсть, ткать и прясть, кот дарил подарки.
Кельтские легенды
Ирландские и шотландские мифы и легенды о кошках рассказывают о волшебном Ши — черном звере с белым пятном на груди и большими торчащими усами. Он не злой, но и не добрый. Может воздать добром людям, которые его угостили вкусным молоком в Самайн (кельтский праздник уборки урожая), а может унести с собой души покойников, которых не успели похоронить.
Есть еще одна версия, связанная с Ши. Это ведьма-оборотень, которая может сменить обличие кота 8 раз, если же обернется животным в 9-й раз, то останется им навсегда. Возможно, именно с этой легендой связано поверье, что у кошек 9 жизней.
А вот у английских мореплавателей была распространена легенда о морской кошке. Чтобы ее задобрить, полагалось отдать ей часть улова, в противном случае она могла вызвать бурю. Однажды ведьма отправилась со своим женихом на лодке в море.
Один из моряков предложил выбросить ее за борт, так как женщина на корабле — плохая примета. Колдунья разгневалась и вызвала шторм, во время которого все члены судна погибли. А сама ведьма прыгнула в морскую пучину, где и превратилась в кошку.
Баскские легенды
Прототипом известного персонажа из сказок Шарля Перро является баскский матагот, поедающий христиан. Народы, жившие на юге Франции и севере Испании, верили, что если изловить это злобное черное существо, можно жить, не зная бед и печалей, всю оставшуюся жизнь. Нужно поманить котика каким-нибудь лакомством, изловчившись схватить его и бежать во всю прыть не оборачиваясь.
Каждое утро матагот должен первым отведать приготовленную пищу и выпить глоток вина. За это хозяева будут получать от него золотую монету. А вот когда человек станет богатым, он должен обязательно отпустить кота на волю, иначе существо, страдающее в неволе, нашлет на него болезни и смерть.
Древнеегипетские мифы
Жители Древнего Египта считали кошек священными животными и почитали наравне с богами. Существовал даже религиозный культ богини Бастет, олицетворяющей солнечный и лунный свет, домашний очаг и плодородие. До наших дней сохранились изображения божества, где она предстает девой с головой кошки или львицы. У кроткой Бастет есть грозная ипостась, которая называется Пашт. Интересно, что Пашт иногда изображалась в виде кошки с крыльями.
Для кошек, окруженных мистическим ореолом, строились богатые храмы, тела умерших животных бальзамировали и хоронили с почестями. Жрецы верили, что глаза кошки были окнами в другой мир, а из-за расширения и сужения зрачков их нередко сравнивали с солнцем.
В египетской мифологии рассказывается, что у верховного божества Ра был кот — надежный союзник в борьбе с Апопом, хитрым змеем. В других источниках Ра принимает обличье огромного рыжего кота и копьем пронзает своего врага.
Легенды Древнего Рима
Одной из богинь, которой поклонялись римляне, была Либертас — богиня независимости. Ее неизменно сопровождала кошка, также считавшаяся символом свободы. Вольноотпущенники поклонялись Либертас, поэтому неудивительно, что на знаменах Спартака, предводителя восставших рабов, изображались кошки.
Источники:
http://sarzoomir.com/koshka-v-mifah-narodov-mira.html
http://ethnosfera.com/cat_slavic_mythology/
http://kotmurka.ru/interesno/mify-o-koshkah.html